Зачем России имидж?

Панкрухин А. П., д.э.н., профессор кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, научный руководитель Гильдии маркетологов

(интервью опубликовано в журнале «Плюсы и минусы» № 7 за июнь 2003)

Пока мы к иностранцам относимся лучше, чем   к себе, они будут относиться к себе лучше, чем к нам

Институт развития менеджмента в Лозанне ежегодно на основании более 300 показателей определяет рейтинг конкурентоспособности (своего рода имидж-рейтинг) примерно шести десятков государств. Среди стран более чем с 20-миллионным населением мы занимаем 26-е место. В первой пятерке — США, Австралия, Канада, Малайзия, Германия. Критерии отбора весьма показательны: учитывается как объективное состояние экономики, финансов, экологии, внутренняя и внешняя политическая деятельность правительств и т.д., так и субъективные оценки национальных экспертов.

Так зачем России имидж? Чего он стоит и кто или что его создает?

 

— Александр Павлович, изменились ли кардинально представления о нашей стране в мире за последние 10-12 лет?

— Недавно из Америки вернулся мой приятель, ученый из Екатеринбурга, и он пересказал диалог с коллегой из Нью-Йорка. Американец долго расспрашивал, где находится Екатеринбург, есть ли там общественный транспорт, а узнав, что есть даже метро, на полном серьезе поинтересовался, не забредают ли туда медведи… К сожалению, обывательские представления о России в мире до сих пор далеки от реальности.

В США думают, что мы — страна унифицированной культуры. Что носим джинсы, любим полиэтиленовые пакеты. Что мы антисемиты и вообще третий мир. Французы боятся русской мафии и неожиданных сумятиц в нашем обществе. В Южной Африке предполагают, что Россия — экзотическая страна, в которой мужчины расхаживают по улицам с карманным ядерным оружием, а женщины мечтают выйти замуж за богатого иностранца.

 

— Кто или что, по-вашему, влияет на формирование положительного образа России в глазах иностранцев?

— Главное — что влияет. Мощный рейтинговый аргумент — это отсутствие в стране на протяжении 10 лет антиконституционных действий. В России подобные события происходили последний раз в 1993 году — это был обстрел Белого дома. Поэтому так важно убедить мировую общественность, что наши действия в Чечне не имеют антиконституционного характера.

Важнейшие характеристики привлекательности любой территории — стоимость и качество жизни. ВВП на душу населения — главный фактор, который позволяет судить о стране. К сожалению, уровень ВВП на душу населения у нас в два раза ниже, чем в развитых странах. Половина россиян не имеют телефонов, 85% граждан никогда не работали с Интернетом, 35% живут ниже уровня бедности. Причем иногда живут с вредной, убогой мыслью «и так сойдет». Но сдвиги есть. Вспомним 1998 год, дефолт. Тогда некоторые наши промышленники просто потирали от удовольствия руки: мол, реанимируем линии по изготовлению серой, липкой лапши, а еще сигарет „Дымок“, женских дерматиновых сапог. Но народ, слава богу, с этим не согласился, не пошел на снижение запросов. В стране активно формируется так называемый изощренный спрос на качество жизни. Это свидетельствует о самоуважении нации.

Среди других показателей — активное участие в международных акциях, в помощи при чрезвычайных ситуациях. Человек в здравом уме никогда не скажет: Россия, займись своими бедами! Как только мы перестанем оказывать помощь в ликвидации последствий природных и других катаклизмов, сразу превратимся во второсортную державу.

— Теперь — кто влияет.

— Это, конечно же, первые лица страны, регионов и те, кто осуществляет продвижение и, условно говоря, «продажу» отраслевых кластеров нашей экономики — банковской сферы, транспорта, туризма, гостиничного дела. Французский президент Жак Ширак любит повторять: „Я езжу за тем, чтобы „продавать“ Францию в мире“. И французы своего президента оценивают по тому, сколько миллиардов франков или евро привез он для своей страны, сколько создал рабочих мест. Мы еще не научились так относиться к своим высшим чиновникам. В первую очередь развивают рыночную инфраструктуру, обеспечивают дружелюбие, социальный оптимизм населения, а затем во всеуслышание объявляют по телевидению, радио, в газетах, через Интернет: мы — хорошие, у нас все замечательно, приезжайте к нам! То есть работают уже над имиджем, коммуникациями.

Безусловно, среди потребителей «имиджа территорий» не только иностранцы, но прежде всего наши граждане. Улучшение их самочувствия — гарантия укрепления внутреннего и внешнего имиджа России. Ведь имидж — это еще и то, что мы сами, граждане, думаем о своей стране. И пока мы к иностранцам относимся лучше, чем к себе, они будут относиться к себе лучше, чем к нам.

 

— За что сегодня Россия ценит и за что не ценит сама себя?

— Ценит за богатые природные ресурсы, за геополитическое значение, за военную мощь. К сожалению, слишком низко оценивает преимущества своей системы образования — одной из лучших в мире. Экологию тоже низко ценит, а ведь по этому важному для мира критерию мы очень даже неплохо выглядим. Соблюдение прав человека — медленно, но все же становится не хуже, чем у других.

— Госдепартамент, конгресс США тратят на рекламу своей страны 1 млрд долларов в год. В нашей печати публиковались данные о том, что согласно закрытой бюджетной строке к затратам на «имиджевый наряд» России можно отнести около 170-180 млн рублей в год. Что означает профессионально управлять имиджем страны?

— Недавно с инициативой уделить внимание государственному пиару за рубежом вышла комиссия Совета Федерации по информационной политике. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский заявил, что администрация намерена создать пул организаций, которые будут работать в области улучшения имиджа страны. Каким образом? Существует такое понятие, как маркетинг имиджа. Его основная цель — создание и распространение положительного образа территории. Ведущий инструмент маркетинга имиджа — коммуникационные мероприятия, которые демонстрируют нашу открытость для контактов, позволяют удостовериться в существенности ее преимуществ.

Помните, в СССР был лозунг: «Все флаги в гости к нам». В последний раз „все флаги в гости“ были, когда умирали наши генсеки. Празднование 300-летия Петербурга — первое событие державного порядка в постперестроечной России. Это не PR-акция, а реальная демонстрация культурных преимуществ России и наших исторических идей.

Управлять имиджем можно, планируя, организуя и реально контролируя различные социально-экономические мероприятия. Другое дело, кто будет главным. Сегодня это должны быть прежде всего Министерство экономического развития и торговли, Минкультуры, Минобразования, Центробанк.

Вот пример простейшего, на мой взгляд, и притом коммерчески выгодного проекта Центробанка. В России 89 регионов. В мире 10 млн нумизматов. Памятные коллекционные монеты, посвященные российским регионам и проданные за рубежом, могли бы стать лучшими послами России.

 

— Чем Россия сегодня интересна остальному миру?

— Многие полагают, что сырьем, но это не так. Россия вполне способна экспортировать образовательные услуги. Более того, мы сегодня можем претендовать на роль крупнейшего поставщика интеллекта. Что еще? Мы велики территорией. Вот и надо транспортировать информацию и товары через свою страну. Хватит сетовать на две наших главных беды (дураки и дороги), пора их преодолевать и на этом зарабатывать. Чем большему числу государств будет нужна и интересна Россия, тем устойчивее станут ее позиции в мире.